Архимандрит Моисей, основатель Сретенского скита

   Архимандрит Моисей, в миру Михаил Федорович Красильников, родился он в г. Болхов, Орловской губернии, в 1814 году. Родители его принадлежали к купеческому сословию. В семье Красильниковых было шестеро детей. Михаил рос ребенком с «особым утроением»: был тих, серьезен, всегда сосредоточен и сдержан. С девятилетнего возраста отец начал посылать его по торговым делам со старшими, доверяя и лично мальчику в силу его серьезного характера и деловитости, необычной для его возраста.

   В свободное от торговых занятий или даже  в промежуточное время он занимался чтением духовных книг, часто и усиленно постился, много молился и трудился.  В юношеском возрасте Михаилу довелось побывать в Оптиной пустыни и Киеве.

    В Оптиной пустыни Михаил поразился благолепием обители и хотел сразу остаться здесь, но старец о. Леонид, не дал ему на это благословения и велел сначала совершить предполагаемый путь, а по возвращении домой, ожидать, когда Господь укажет исполнить свое намерение. Юноша исполнил совет старца, пошел в Киев и через месяц возвратился домой.

Зная, что отец не даст своего согласия ему на поступление в монастырь, Михаил тайком с товарищами ушел из дома отца.

Старец иеросхимонах Леонид направил юношу и его товарищей через Калугу и Малоярославец в Троице-Сергиеву Лавру к преп. Сергию Радонежскому.

По возвращении в Оптину пустынь настоятель обители игумен о. Моисей оставил Михаила в обители, назначив ему послушание.

Для окончательного формального вступления в монастырь требовалось увольнение из общества, а для этого нужно было снова идти к отцу просить прощения и благословения на монашество. Отец Красильникова выхлопотал сыну требуемое увольнение, и Михаил с благословения родителей, снова направился в Оптину пустынь.

Вскоре после того, 14-го апр. 1839 г., Михаил Красильников указом был зачислен в число братии Оптиной пустыни послушником, а через год в 1840 г. он был пострижен с благословения старца о. Леонида с именем Моисей.

После смерти 11 октября 1841 г. иеросхимонаха Леонид (Льва) духовным отцом Михаила становится преемник о. Льва - старец иеросхимонах Макарий.

17 ноября 1847 г. совершилось пострижение Михаила в мантию. В 17-го апреля 1848 г. о. Моисей был рукоположен в диаконы.

Через 7 лет 19 июня 1855 г о. Моисей был рукоположен в иерея владыкою Григорием, при посещении им Оптиной пустыни.

 

22-го августа 1855 года иерей о. Моисей был назначен настоятелем Тихоновой пустыни.

   В истории Тихоновой пустыни начался новый период. По прибытию в Тихонову пустынь вновь назначенный настоятель начал работы по обновлению и строительству храмов. Не менее настоятельна была потребность во внутреннем переустройстве обители, которая на тот момент далеко отстала от Оптиной. О. Моисей управлял монастырем, исполняя заповедь Господа: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6,33).

   Будучи учеником преподобных Оптинских старцев Льва, Макария и Моисея (Путилова), решил восстановить старчество в Тихоновой пустыни и ввести тот же монастырский  устав, что и в Оптиной пустыни. Трудность введения старчества обусловливалась не только тем, что это было новшество, ломавшее обыденную, застывшую в известных формах, монастырскую жизнь, но главное затруднение было в том, что не могло быть из Оптиной пустыни старца-руководителя, который бы преемственно утвердил здесь этот род иноческой жизни в Тихоновой пустыни. В самой Тихоновой пустыни так же не было подходящего опытного старца, способного к такому духовному руководству. Сам о. настоятель был во всем примером для братии в ведении высоко-духовной подвижнической жизни. В жизни о. Моисей всегда был крайне воздержен: трапезовал вместе с братией, не позволяя готовить себе что-либо отдельно. Вместе с братией он разделял труды на благо обители.

Являясь продолжателем внутреннего делания и духовного окормления Оптинских старцев, отец Моисей ввел во вверенной ему обители ежедневное исповедание помыслов как неотъемлемое условие совершенствования монаха. Основным в его наставлениях было обучение смирению и Иисусовой молитве. Своей истинно подвижнической и добродетельной жизнью отец Моисей привлек к себе в качестве духовных чад многих мирян и монашествующих. Некоторые из них в годы революционного лихолетья стали новомученниками и исповедниками христианской веры.

19 июня 1862 не стало настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея. В Оптину обитель на погребение его прибыл сам Владыка преосвященный, и здесь на служении, как бы в утешение строителю Моисею, близость которого к почившему он знал, произвел его в сан игумена.

   Узнав ближе и оценив о. Моисея, Владыка нередко вызывал его к себе. И когда последний, помощью Божьей, устроил обитель, утвердив в ней мир и тишину, Владыка вверил под его опытную теперь и крепкую руку все монастыри Калужской епархии. В 1866 г. о. Моисей был утвержден в должности благочинного всех монастырей.

   Для вверенных ему монастырей наступила самая благотворная пора.

В 1862 году в Тихонову обитель перешел старец иеромонах Ефрем, в схиме  о. Иоанн (1807-1884), а в 1867 г. он был избран о. Моисеем духовником братии. Старчество, зародившееся в Тихоновой пустыни благодаря заботливым трудам отца Моисея, утверждалось стараниями духовника обители иеромонаха Ефрема. Отец Ефрем был учеником преподобного Оптинского старца Льва и вел строгую аскетическую жизнь, которую по своему смирению, старался скрывать, чтобы избежать суетной мирской славы. В жизнеописании старца Ефрема сообщается, что он был строгим постником, делателем умной молитвы, имел от Господа благодатные дары рассуждения, исцеления от недугов, прозорливости и чудотворения. По преставлении отца Ефрема его тело не имело признаков тления, известны посмертные явления старца своим ученикам.

  Когда число братии достаточно возросло, о. Моисей, по примеру Оптиной пустыни, ввел в обители все три рода монашеской жизни: общежительную, скитскую и пустынножительство.

   За его труды по обители и по управлению монастырями Калужской епархии, в 1871 г. он был возведен в сан архимандрита.

   В 1879-1886 годах был перестроен главный храм обители – Преображенский собор, обширный, величественный, византийско- русского стиля храм, и так же, как и прежний, освящен в честь Преображения Господня; а два боковые придела – правый в честь иконы Божией Матери  «Владимирская», а левый – в честь рождества Иоанна Предтечи. Над гробницей преп. Тихона Калужского чудотворца была сооружена драгоценная серебряная рака. В1894 году над святыми вратами обители была  выстроена пятиярусная колокольня с прекрасным звоном. На месте древней Успенской церкви под руководством Калужского инженера Б.А. Савицкого началось строительство величественного Успенского собора, который ему уже не суждено было закончить.

   По подобию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни для уединенной и безмолвной жизни в 8,5 км от монастыря о. Моисеем был устроен Сретенский скит с двумя храмами. Скит был обнесен каменной оградой, над вратами возвышалась колокольня. Устроив скит, он отпустил в него желающих братьев и поручил его иеромонаху Макарию. В скиту было установлено неусыпное чтение псалтири и непрестанное молитвенное поминовение почивших благотворителей.

   В 1887 году на святом источнике преподобного Тихона был возведен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

   Занимаясь строительством храмов, о. Моисей уделял время и монастырскому хозяйству. Его стараниями приобретено во владение монастыря до 1635 га земли, две водяных мельницы и дом в Калуге; в обители был устроен водопровод; заведены и расширены такие отрасли хозяйства как садоводство, огородничество, пчеловодство, скотоводство, лесоразведение и пр.

   Для размещения увеличивающейся братии о. Моисей построил двухэтажные каменные корпуса, а за стенами монастыря выстроил несколько гостиниц и 2 странноприимных дома для помещения богомольцев. Для нуждающихся во врачебной помощи им была устроена больница.

   Также архимандрит Моисей был устроителем Казанской Белокопытовской женской обители, которую он посещал с 1871 года сначала как благочинный, а потом как старец и руководитель.

   Скончался архимандрит Моисей 4-го ноября 1895 года на руках своего ученика его казначея Досифея.

   37-ми летнее настоятельство о. Моисея явилось для Тихоновой пустыни «золотым периодом» -  временем ее внутреннего процветания и внешнего украшения. В конце своей многотрудной жизни архимандрит Моисей писал: «и я убедился, что строить каменные стены, питать и одевать братию хотя и занимательно и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякия добродетели, созидать братския души. Ибо нет, кажется, труднее дела, как исправлять худые нравы тех из братий, которые не имеют собственнаго к тому произволения».